Боль Церкви

Последние события в Екатеринбурге

МЕНЯЛЫ В ХРАМЕ

Валерий Климцев

На протяжении пяти дней, с 17 по 22 марта, во входном притворе Казанского собора на Вые можно было наблюдать любопытное зрелище. Чтобы попасть в храм, верующим приходилось преодолевать психологический заслон, организованный тремя женщинами - мирянками. Они просили подписаться по петициями, которые якобы должны защитить монастыри от намечаемого закрытия.

При этом устные версии происков против церкви предлагались самые разные: "Ельцин собирается закрыть монастыри", "Глеб Якунин затеял нехорошее дело", "Закрыть обители требуют какие-то священники". Надо отдать должное здравомыслию верующих, что не все поддавались на такую откровенную пропаганду в худших традициях советских времен. Но не обходилось дело и без выяснения отношений. Это случалось в тех случаях, когда предполагаемые "подписанты" предварительно читали, против чего им предлагают возвысить свой голос. Сразу настораживало, что "констатирующая часть" была написана карандашом, а свою подпись и данные требовалось делать синей несмываемой пастой. Требования петиции оказывались просты, как глоток воды: "Мы выступаем в защиту монастырей. Мы поддерживаем епископа Никона. Просим наказать группу священников."

Собственно текст мало кто читал - срабатывал факт психологического доверия к институту церкви - люди, приходящие в храм, обычно не допускают мысли, что здесь могут обмануть.

Но проводимое в стенах храма "мероприятие" заинтересовало часть образованных прихожан. Прежде всего возмутило, как можно во время Великого Поста требовать наказания священников? Далее следовали вопросы: каких священников надо наказать? За что? Имеют ли миряне право просить об этом?

С чисто правовой точки зрения карандашный "зачин" подписных листов можно без труда стереть и написать любой другой - то есть открывается широкое поле деятельности для подлога. Можно вести речь и о прямом обмане. Прихожане оказались слепым орудием в чьих-то руках.

Один из самых решительных верующих, понимая последствия небогоугодного дела, которое творится в стенах храма, разорвал подписные листы и захотел выяснить, по чьей инициативе проводится это мероприятие. Церковный клир оказался в неведении. Поначалу развел руками и наместник Казанского монастыря Алексий. Но в конце концов он признался, что знал о совершаемой в притворе акции и дал согласие на ее проведение.

Сразу возникает вопрос о правомочности сбора подписей в поддержку архиерея Никона. В прессе сообщалось о том, что пять представителей духовенства нашей области от имени 52 священнослужителей ездили к Патриарху Алексию, чтобы поговорить о неблаговидных делах епископа Екатеринбургского.

Не против ли этих священников собирали подписи женщины в Казанском соборе? Ситуация очень схожа с мирскими делами, когда подчиненные решили пожаловаться на какие-то прегрешения начальника. Как правило, после этого начинаются преследования.

К слову сказать, щадя слух и души верующих, опальные священники не предали гласности прегрешения правящего архиерея. Может быть, он сам расскажет о них и оправдается, а не станет использовать такие сомнительные формы защиты, как сбор подписей?

Газета "Тагильский рабочий", N47 (2022) от 30 марта 1999 г. Учредители газеты - администрация г. Нижний Тагил, редакция газеты.


Возврат на главную страницу